Поиск по серверу

        Расширенный режим поиска.
Главная \ Доступные форумы \ Темы \ Сообщения \
ФорумыТемыЗарегистрироватьсяПомощь
Новости портала
не зарегистрирован
Архитектурная корридаFri, 16 Dec 2005 07:52

Главный архитектор Барселоны рассказал в Москве, как справиться с чудовищем современного города.Дом архитектора на один вечер стал ареной для архитектурной «корриды». В роли матадора – главный архитектор Барселоны, в роли укрощаемого «быка» – современный город. От испанца невольно ожидаешь градостроительной романтики. Тем любопытнее жесткое кредо барселонца «мерить» город через его экономику. Лекция главного архитектора Барселоны Хосе Асебилло Марина (Josep Acebillo Marin) – последняя в нестандартном цикле лекций зарубежных архитекторов «Современный город», организованном Центром Современной Архитектуры и посвященном градостроению. Испанский гость уверен: современные перемены в городе основаны на трансформации промышленной экономики в новую экономику сферы услуг, которая, в свою очередь, основывается на новой инфраструктуре. Недавно Европа обнаружила, что города, которые она недавно строила, рассчитаны на общество, которое испарилось. Некогда ее центры росли по капле в столетие, пока промышленный переворот XIX века не поставил все с ног на уши, породив индустрию, бешеный трафик и пролетариат. Проблемы скатившихся к коллапсу городов в середине XX века, казалось, разрешились фейерверком модернистских градостроительных решений: экспансией пригородов, зонированием по функциям, ликвидацией улиц в пользу автострад. Казалось, впереди века процветания, но с виду укрощенный город был коварнее матерого торо: скорость перемен его социума оказалась выше скорости высыхания строительного раствора. В начале XXI века отцы Барселоны обнаружили, что ткань города изъедена «островками» мертвеющими промзон, из которых сбежала в третий мир индустрия. Что дети рабочих, чьи отцы мечтали строить семьи и рожать детей в уютных пригородах, живут красиво по одиночке, в крайнем случае парой, и жмутся к центру, где и «настоящая жизнь». Что у них масса времени и их утонченные офисные вкусы требуют общественных пространств, так что улицы надо освобождать под бульвары, только вот трафик никто не отменял. Как признал испанец, градостроители мира в растерянности от скорости перемен. Что до Барселоны, то Генплан там отбросили ещё в 70-х: по мнению Хосе Марина, хорошо просчитанная разработка устаревает уже лет через пять (публику повеселила сентенция, что генпланы остались только в отдельных слаборазвитых странах – получился привет НИИ Генплана). Пока испанцы предпочли не «нападать», а «уворачиваться» от городской непредсказуемости – Барселона развивается «от проектов», а не от плана, зонирование отброшено в пользу принципа: что угодно может быть где угодно. Оказавшиеся вдруг унылыми улицы стараются срочно очеловечить, уравновесить фешенебельный запад города застройкой промзон на востоке, трафик спрятать под уровень улицы, отдав последнюю на растерзание горожанам. И чутко следить за социумом: что ему ещё заблагорассудится. Известно, испанцы умеют эффектно любить и ненавидеть. Архитектор страстно привержен любимым рецептам, которые с виду подозрительно напоминают свежемосковские: дорожные кольца, вторые уровни, подземные пространства, уплотнение застройки, многофункциональные комплексы, рост вверх. Разница в том, что подведомственного «торо» такими приемами главный архитектор вроде одолел. Кстати, в его активе инфраструктура Олимпиады 1992 года, давшая старинному городу допинг реновации, новые аэропорт и морской порт, революция транспортной инфраструктуры, оставившая в центре всего 17% трафика, общественные пространства и жилые кварталы, сработанные мэтром. 59-летний сеньор Марин с 1981 года руководил различными архитектурно-градостроительными организациями муниципалитета Барселоны, а с 1999 года он – ее главный архитектор. Преподает в Гарварде, Академии Mendrisio, Университете Итальянской Швейцарии, почетный член Британского Королевского института. Что до «ненавидеть», то свои булыжники от лектора словили Корбюзье, американские спруты городов со щупальцами пригородов, растянутых вдоль автострад, да те, кто считает архитектуру концептуальной скульптурой (привет деконструктивистам). Обиды у архитектора, как в рассказах Чехова. Еле сдерживая страсть, гость рассказал, как коллегу, построившего в Осаке уникальный насыпной аэропорт-остров, обозвали «человеком, сделавшим крышу». Если такие умные- - попробуйте насыпать остров под аэропорт, а потом зовите архитектора «ставить крышу», страстно негодовал зодчий на радость залу. Сам-то Хосе Марин насыпал три полуострова в бухте Барселоны, продумав не только пляж и тень от солнца, но и место для перелетных птиц. Экспансивность испанца пленяла – такой искренней овацией в Москве награждают разве что удачные театральные постановки. Наверное, перспективность концепций Барселоны для Москвы все же неопределенна в силу того же непредсказуемого ритма перемен. К тому же наш город одновременно успевает жить бедностью XIX-го, коллапсом XX-го и претензиями XXI века, толком не разобравшись ни с первым, ни со вторым, ни с третьим. Впрочем, не все так плохо: по мнению гостя, в Москве самые прекрасные бульвары в мире. Что до Барселоны, то за неё можно порадоваться. У этого «быка» явно все будет в порядке.

 




Реклама:
Разделы сервера
   ВСЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
   ТЕАТРЫ
   МУЗЕИ
   КИНОТЕАТРЫ
   ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ
   ВЫСТАВКИ
   НЕРПИНАРИЙ
   ЦИРК
   БАЙКАЛ
   ФОРУМ
   О ПРОЕКТЕ
   КОНТАКТЫ
   КАРТА СЕРВЕРА
Опрос посетителей
Подписка на новости
 Афиша-Иркутск
 Культурная жизнь
   Озеро Байкал.инфо