Поиск по серверу

        Расширенный режим поиска.
Главная \ Доступные форумы \ Темы \ Сообщения \
ФорумыТемыЗарегистрироватьсяПомощь
Новости портала
не зарегистрирован
Николай Хохолков: "Все начиналось с чуда..."Mon, 31 Oct 2005 08:03

Думаю, для актера, играющего в театре, его гримерная комната, попросту -- гримерка, является неким островком тишины, местом, где можно собраться перед выходом на сцену, сотворить молитву: боже, принеси мне удачу! А после спектакля вернуться сюда, опуститься на стул перед зеркалом, улыбнуться своему отражению -- нет, не своему, а того персонажа, страстями которого ты только что жил и чьи мысли озвучивал, улыбнуться -- и вернуться к себе самому, грешному. Ты актер -- и этим все сказано. Вот и мы с Николаем Ивановичем Хохолковым встретились у него в гримерке. Только что закончилась репетиция, до вечернего спектакля еще уйма времени, можно поговорить. -- В этих "апартаментах" -- звучит! -- я в общем-то не очень давно, с момента, когда новое здание стало музыкальным театром, -- Николай Иванович с улыбкой окидывает взглядом небольшую комнатку, которую он делит еще с тремя своими коллегами по актерскому цеху. -- А начинал я свой творческий путь в нашем незабвенном Иркутском театре музыкальной комедии. В 1961 году приехал в Иркутск по приглашению главного режиссера театра, заслуженного артиста России Александра Николаевича Орлова, и с его легкой руки, можно сказать, я здесь уже через полгода 45 лет. -- С трудом в это верится, Николай Иванович, за вами не угнаться. Да и на сцене ваши герои отнюдь не склонны к усидчивости... -- Сама профессия актера, амплуа, в котором я работаю, заставляют, вернее, помогают держать форму. К тому же и характер у меня, по мнению моих друзей, отнюдь не меланхолический. Перефразируя известный постулат, скажу, что живу, пока играю. Театр для меня -- это все, его атмосфера, энергетика прямо-таки заряжают. Сцена -- лучшее лекарство для души... -- Большая река начинается с маленького ручейка, так говорят на Востоке. А где берет начало актерская судьба Николая Хохолкова? -- Все начиналось с чуда, которое мне довелось увидеть еще безусым пареньком на сцене Свердловского театра музыкальной комедии. Я учился тогда в техническом училище, с ребятами купили билеты на спектакль "Свадьба в Малиновке". Я был буквально поражен -- и зажигательной игрой актеров, и очаровательной музыкой, и бесподобным юмором, словом, заболел театром. Вообще-то я сельский, родился в Павлодарской области, Северный Казахстан. Семья большая, десять детей, я самый старший. Все приходилось делать -- и сено косить, и картошку копать, и дрова колоть... Очень люблю этот труд до сих пор. Бывали дни, когда ждешь не дождешься, когда на огороде лук-батун или лебеда появятся: это же неслыханное лакомство -- суп с лебедой! В школе -- если честно -- учился средне. Не в ладах был с математикой -- ну хоть тресни! Но из класса в класс переходил -- за уши буквально тащили. Потому что в самодеятельности пел. Помню, вызовут в учительскую: Коля, надо первое место на смотре взять. Возьмем? Не знаю, говорю. Но выходил на сцену и пел, ни дать ни взять -- доморощенный Робертино Лоретти. На всех смотрах, фестивалях -- "поет Коля Хохолков" -- и вновь наша школа первая. Позднее, когда приехал в Свердловск, начал выступать в ансамбле трудовых резервов. Меня заметил балетмейстер Полечкин. Взял сначала в танцевальную группу, потом в хор -- запевалой. Попал в оперную студию Уралмашзавода... -- Вам не пророчили певческую карьеру? -- Не без этого. Помню, я пел партию Султана в опере "Запорожец за Дунаем", руководитель студии Всеволод Дмитриевич Кларин, который занимался со мной, сказал: "Тебе, Коля, надо быть оперным певцом". Для меня он был колоссальным авторитетом еще и потому, что ему посчастливилось в Шанхае вместе с великим Шаляпиным выступать. Это же надо, думал я, такой человек, а как прост, внимателен, доступен... Но как бы там ни было -- мечта так мечтой и осталась. Посещал, правда, Свердловский оперный театр, слушал спектакли, пытался -- и не раз -- попасть хотя бы в хор, но увы, штаты, как заговоренные, все время оказывались переполненными. В конце концов -- судьба, видимо, -- пригласили меня в Свердловский театр музыкальной комедии. В хоре петь. Там-то меня и заметил маэстро Орлов. Послушал, посмотрел и позвал к себе, в Иркутск. -- Так все просто: заметил и пригласил? -- Разумеется, не с бухты-барахты. Меня порекомендовал ведущий актер театра, мой круглый тезка Николай Иванович Мягков, кстати, он же в свое время дал рекомендацию в Иркутский театр музкомедии великому Николаю Каширскому. -- Для все того же Орлова? -- Да, у Александра Николаевича был, что называется, нюх на таланты. Не случайно Иркутский театр музкомедии всегда славился звездным актерским составом, режиссерами. -- Вы помните свою первую роль на иркутской сцене? -- Еще бы! Скажу больше: Генку Бессмертного в опере Листова "Севастопольский вальс" я считаю одной из лучших и любимых своих ролей. Конечно, волнение было жуткое, еще бы -- попасть на сцену такого знаменитого театра, получить такую роль -- это дорогого стоит. По мнению моих коллег, я сумел, как говорят, показаться. Бывает такое в актерской судьбе: сумел ухватить удачу -- удержи ее, не отпускай. Мне в этом смысле повезло. И прежде всего с учителями, коллегами. Подумайте, разве мог я пробиться сам по себе, не имея специального театрального или музыкального образования? Нет, конечно! Когда был и запевалой, и танцором в Свердловском ансамбле трудовых резервов, мне помогали все, как могли. Мой наставник, заслуженный артист России Александр Орлов, к слову, один из основателей театра музкомедии в Свердловске, был великолепным педагогом. Попасть к нему в руки, доложу я вам, значило получить изрядную долю шишек. Доходил до отчаяния, не раз и не два порывался все бросить, уехать, но, как видите, не удрал, не стушевался. Характер у меня вспыльчивый, взрывной, но, к счастью, отходчивый. Что и говорить, умел Орлов осадить, убедить, заставить взять себя в руки. Бывало, к нему на кухню приходил, как к отцу родному, а он: работай, работай. Школа замечательная. Коллеги помогали, жена, покойная ныне, Антонина Сергеевна Комарова. Ей я многим обязан. Великолепная актриса, она была гордостью Свердловского театра музыкальной комедии, приехала в Иркутск, мы с ней 40 лет прожили. Как она следила за моим творческим ростом, как помогала! -- Как актер вы выросли в окружении звезд... -- Еще бы! Мне было у кого поучиться, благо коллеги всячески поддерживали, поощряли да и пожурить могли. Это и народный артист России Николай Загурский, заслуженный артист России Григорий Муринский. Это и здравствующая поныне Елена Константиновна Волошина, великолепный педагог, многолетняя моя партнерша. Ну как не назвать Маргариту Александровну Кувшинову, Евгения Степановича Васильева, Виктора Петровича Жибинова. Остановите меня (смеется), а то я могу без конца перечислять. Не могу не сказать об особой ауре, которая всегда ощущалась в театре, благожелательном, внимательном отношении коллег друг к другу. -- Насколько я понимаю, именно атмосфера взаимоподдержки, выручки, участия в значительной мере помогает в работе, особенно на выездах. -- Согласен. Мне запомнились первые мои гастроли -- Читинская область, станция Манчжурка. Жара стояла просто сумасшедшая, под пятьдесят градусов. Ночевать приходилось на рельсах под вагонами, поскольку в раскаленных за день купе было невозможно дышать. Но не этим запомнилась поездка, а слаженной работой всего коллектива, той самой атмосферой, о которой вы упомянули. А как нас принимали в Чите -- сплошные переаншлаги, аплодисменты, возгласы зрителей "браво"! И вообще география гастролей театра более чем впечатляет: от Таллина до Южно-Сахалинска, от северных границ Иркутской области до жаркого Таджикистана. За годы работы в театре число сыгранных мною ролей перевалило за пару сотен. -- Доброй традицией театра всегда считались так называемые шефские концерты. Думаю, кому-кому, а вам-то есть о чем вспомнить! -- Конечно! Со своими партнерами, родным коллективом мы объездили нашу область, весь регион вдоль и поперек, за плечами тысячи концертов, в том числе очень много шефских, т.е. совершенно бесплатных. Раньше у нас в красном уголке даже график такой висел -- кто больше отработал шефских концертов. Тут самое что ни на есть соперничество имело место. Первые строчки в почетном списке занимали Лидия Сафронова, ныне здравствующая народная артистка России Нина Олт, Наташа Таланова, Людмила Любименко, Маргарита Кувшинова, Виктор Жибинов, Антонина Комарова... Добавлю, что мы всегда считали за честь участвовать в шефских концертах перед воинами Советской Армии, моряками, рабочими и сельскими коллективами. -- Нынешнее лето ознаменовано гастролями во Владивостоке. Вам и раньше доводилось бывать на Дальнем Востоке? -- Да, это уже седьмое мое посещение этого замечательного приморского города. О том успехе, с которым мы выступили, ваша газета уже сообщала. Могу добавить, что зритель там искушен не в такой мере, как наш, иркутский. Тем не менее выкладывались полностью. Эта поездка еще раз подтвердила: потенциал театра очень большой. И что особенно радует, в коллектив вливаются молодые силы. Это, кстати, стало особенно заметно с приходом нового директора, художественного руководителя театра Владимира Шагина. Работа с молодыми кадрами, забота о их творческом росте -- одна из сильных сторон Владимира Константиновича. Многое делает в этом направлении и наш главный дирижер Николай Сильвестров. -- У вас есть любимые спектакли, роли? -- Это может показаться странным, но сказать, что их много, я не могу. Скорее, напротив, таких спектаклей, вернее -- ролей, у любого актера на его творческом пути очень даже немного. Я уже говорил о первой своей работе, роли Генки Бессмертного. С удовольствием я играл заглавную роль в оперетте Кальмана "Последний чардаш", добавлю к этому еще три-четыре спектакля и все, пожалуй. Вообще-то я должен сказать, что зачастую играешь не то, что хочешь, а то, что дает режиссер, приходится себя настраивать, повторяя сакраментальное "надо". Бывают роли, что даже приплатил бы, чтобы только не выходить на сцену, не играть. Но труд наш коллективный, творческий, бывает и через "не могу". -- К этому ряду относятся и так называемые срочные вводы? -- Да, такое случается, и довольно часто. Актер может заболеть, уйти на больничный, а спектакль-то не отменишь. Вот и приходится срочно вводиться в ткань сценического действия. Однажды, к примеру, мне буквально за сутки пришлось выучить роль комдива Котовского. И вообще "скорая помощь", так мы называем такие ситуации, требует огромных и физических, и душевных затрат. Но это и хорошая школа для актера, проверяются его отношение к работе, профессии, бойцовские качества, в конце концов. Ныне во Владивостоке, к примеру, в полной мере довелось испытать превратности актерской судьбы, в которой есть не только аплодисменты, "браво" и восторги зрителей. Представьте себе 100-процентную влажность и жару. Выходишь на сцену, включаются все софиты, прожектора, а ты еще и в театральном костюме. Пот градом. Балерины -- на что уж молодые да стройные -- и те мокрые. Но держишься, улыбаешься, а сам думаешь: вот бы в холодок, под дуновение ветерка. В той же Манчжурке, помню, лужа большая была, небольшой водоем. Так мы, вспомнить-то грех, от жары в этой луже спасались. Вместе с коровами! Когда возвращаюсь с гастролей, открываю все окна, двери, благо квартира на 9-м этаже. С Ангары прохлада как высшее наслаждение. -- Как вы отдыхаете? Ведь после этаких-то испытаний душа, видно, просит покоя и равновесия? -- Отдыхать я не умею. Это точно. У меня есть дача близ Байкала, возле Николы. С веранды Шаман-камень даже виден -- увы, редко удается вырваться. Нравится вот так просто сидеть на берегу и смотреть на течение реки. -- Музыку тишины обожаете? -- Очень люблю тишину. Убежден, актеру просто необходимо отдыхать на природе. Лучшего лекарства не придумаешь. Цветы, воздух, небо, трава. Стихи вспоминаются: "Живет природа -- и она права. Они не притворяются -- деревья, она всегда естественна -- трава..." Смотришь и думаешь о чем-то своем. -- Вас называют мастером розыгрыша... -- Есть такой грех. Помню, когда-то в Караганде, на гастролях, мы с Жибиновым разыграли одну из актрис. Купили с ним какие-то коробки, а навстречу она, коллега наша. "Что это вы купили? -- спрашивает. "Английский стиральный порошок", -- отвечаем. А в те времена этот самый товар в большом дефиците был. "А что это за порошок такой?" -- "Немного насыпешь, намочишь белье, и через двадцать минут все идеально чистое". -- "Да что вы, где же купить такое диво?" Пришлось признаться. И получить, как говорится, на орехи. Нынче во Владивостоке одна из наших примадонн как-то за завтраком пожаловалась на то, что ей всю ночь названивали какие-то китайцы. Ну, просто безобразие. Говорю ей: "А может быть, в вас кто-то из них влюбился? Любви все возрасты покорны". После репетиции звоню в ее номер, говорю какой-то набор слов "по-китайски". "Вы не туда попали". Звоню снова. "Вы не туда попали". Еще раз набираю ее номер. "Да как вы понять не можете, не туда попали!" -- "Нет, -- говорю, -- туда, туда!" Она как закричит: "Ах, это ты!" И давай смеяться. Буквально до слез. Юмор в нашей работа совершенно необходим. Он помогает и нам, актерам, и зрителям. Считаю, что это один из секретов популярности нашего театра. Люди получают заряд добрых эмоций, положительной энергетики, идущей со сцены. Нет, что ни говори, а юмор, смех, исцеляют подчас лучше всякого снадобья. -- Ваше самое большое желание, Николай Иванович? -- Проработать в этом театре еще многие годы. Доставлять минуты радости моим поклонникам, зрителям. Чтобы театр наш процветал, чтобы в нем всегда царила творческая атмосфера, а добрые традиции, которыми так богат коллектив, прорастали новыми добрыми всходами. -- Благодарю вас, что нашли время для беседы. Пользуясь случаем, хочу поздравить вас, Николай Иванович, с получением высокого звания почетного гражданина Иркутской области, пожелать здоровья и новых творческих удач. Уверен, что к этим поздравлениям охотно присоединятся все читатели нашей газеты, все почитатели вашего таланта.

 




Реклама:
Разделы сервера
   ВСЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
   ТЕАТРЫ
   МУЗЕИ
   КИНОТЕАТРЫ
   ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ
   ВЫСТАВКИ
   НЕРПИНАРИЙ
   ЦИРК
   БАЙКАЛ
   ФОРУМ
   О ПРОЕКТЕ
   КОНТАКТЫ
   КАРТА СЕРВЕРА
Опрос посетителей
Подписка на новости
 Афиша-Иркутск
 Культурная жизнь
   Озеро Байкал.инфо