Поиск по серверу

        Расширенный режим поиска.
Главная \ Музеи \ Архитектурно-этнографический комплекс "Тальцы" \ Экспозиции \ Ангаро-Илимская зона \ Волостное село \

Волостные села были административными центрами территорий,   по размерам   немного меньших, чем современные районы, и чаще всего возникали на месте первых русских поселений. Последовательность   развития поселения была такова:   первоначально   ставилось зимовье, затем -   острог, а дальше вокруг острога строился «рубленый город», постепенно, по мере развития и в зависимости от географических условий, делавшийся административным центром, соответствующим условиям развития.

В экспозиции волостного села доминантой стал уникальный памятник истории и архитектуры XVII века Илимский острог. История возникновения   острога уходит в далекий 1630 год. Летом этого года 28 казаков под руководством атамана Галкина плыли на лодках по Ангаре. В месте впадения   Илима в   Ангару их застала зима. Они выбрали хорошее место, откуда шел главный путь на Лену для строительства будущего поселения, и основали зимовье. В 1631-м был построен первый острог, который быстро развивался. В 1647 году острогу присвоили статус города. В этом же году острог не обошла беда, он сгорел. Тогда построили новый   острог, который в 1666 году опять сгорел. Назначенный в это время илимский воевода Оничков, прибыв на место, увидел вместо острога лишь пепелище и 8 августа 1667 года по распоряжению правительства приступил к строительству нового – третьего по счету - острога на обширном лугу в полутора километрах от старого. По замыслу строителя, новый острог должен был не только выполнять роль крепости, но и стать кремлем Новой сибирской столицы, во владение которой входила огромная территория, равная площади нескольких европейских государств.

Острог состоял из восьми башен, три из которых были въездными и украшались часовнями на свесях. Скрываемый поворотом реки и лесом острог представал перед путешествующим неожиданно, поражая его своей красотой, величием и мощью. До наших дней сохранились   только   фрагменты острога в виде Спасской проезжей башни да раскопанных фундаментов некоторых острожных башен и тыновых стен.

Сейчас острог находится в стадии реконструкции. Уже полностью воссоздана западная стена с центральной Спасской проезжей башней, и боковыми боевыми башнями. Реконструированы тыновые стены. Оригиналом в реконструкции является лишь Спасская проезжая башня. Ее реставрация завершена в 1984 году. При проведении реконструкции степень замены старой древесины на новую была незначительной. Только пять нижних от земли бревен являются   новодельными. Спасская башня - одна из шести сохранившихся в мире острожных башен-оригиналов. Достоверная информация о ее строительстве дошла до нас от непосредственного ее создателя, подьячего Илимской съезжей избы Никиты Лазарева: «Спасская проезжая башня построена среди острожной стены – четыре сажени без аршина да обламом 8 рядов, рублена в лапу под скобель, вершина шатром с крышкою, крыта тесом, вышина башни до орла 8 саженей печатных…». В остроге были еще не дошедшие до нашего времени две проезжие башни -   Введенская и Николаевская, и четыре угловые.

Выступающий на внешнюю сторону Спасской проезжей башни балкончик, завершающийся в верхней части бочкообразным сооружением, покрытым лемехом, с архитектурой, присущей древнерусским церквам, выполнял роль часовни, называемой по-старинному «часовенкой на свесях». Во внутренних объемах часовенки размещались иконы. Население острога и прилегающих территорий, а также проезжие путники, поднимаясь по лестнице на второй ярус Спасской башни, попадали в часовенку и отправляли в ней свои духовные потребности. С внешней стороны часовни на торце бочкообразной кровли для этих же целей размещалась икона Спаса Нерукотворного. Маковка на часовенке завершалась крестом. Просветы между обламом, верхним нависающим и нижним срубами использовались как бойницы для стрельбы, при необходимости через эти просветы поливали противника кипятком и раскаленной смолой.

Завершает Спасскую башню смотровая башенка,   которую венчает ся двуглавый орел. Размещение двуглавого орла на главной башне острога, располагавшейся на направлении выезда и въезда с востока, символизировало распространение влияния московской власти на земли, которые   входили в сферу влияния администрации Илимского воеводства.

Тыновые стены служили своеобразным   оборонительным забором, заполнявшим   пространство между острожными башнями. Высота тыновых стен над землей - 4,6 метра В землю они зарыты на глубину 1,8 метра С внутренней стороны тыновые стены поддерживаются прислоненным вплотную к первому вторым, более низким, рядом бревен, который   называется подтынником. Тынины изготавливались из лиственничных бревен и заострялись в верхней части до такой степени, что нападавший, если он   срывался на них, мог значительно пораниться.

В состав Илимского острога входила и привратная Казанская церковь. Официальной датой ее постройки считается 1679 год, хотя некоторые ученые приводят доказательства более ранней даты ее строительства, сопоставимой с датой строительства последнего Илимского острога. Церковь была сооружена рядом   со Спасской проезжей башней и играла роль не только культового сооружения, но и оберега для острога, так же как и часовня на свесях. Церковь много раз перестраивалась, к ней делались пристрои,   но в музее она отреставрирована в первоначальном варианте. Довольно полное описание перестроенной церкви сделано священником Спасской церкви заштатного города Илимска М. Сизовым в 1883 году: церковь «напоминала сложенную из бревен обыкновенную продолговатую избу, крытую тесом на два ската… на крыше алтаря был устроен оригинальный, весьма значительный по объему купол (бочка). Оригинальность его заключалась в том, что он не обшит досками, а оббит кругом небольшими реденькими дощечками (лемеха), расположенными в наклад одна над другой». Архитектура Казанской церкви близка архитектуре северорусских церквей. Это и неудивительно: ведь основная масса первопроходцев, осваивавших сибирские земли, шла с севера России. Внутренний объем церкви разделен на алтарный, собственно церковь и трапезную.

В 1883 году Синодом было   принято постановление об открытии в деревнях, где нет школ, церковно-приходских школ при церковных приходах. С этого времени в России стало существовать два типа школ – министерские и церковно-приходские (ЦПШ). Министерские школы финансировались государством, а церковно-приходские были на содержании церковных приходов. Обучение детей   в ЦПШ основывалось на утвержденных Синодом в 1884 году «Общих правилах для церковно-приходских школ». Распорядителем денег в таких школах был священник. Он же был и учителем: учил детей читать, писать, считать и, конечно, Закону Божьему. Если позволяли финансы церковного прихода и в деревне появлялся грамотный человек, желавший стать учителем, его принимали в учителя за жалованье. В зависимости от квалификации и разносторонности учителя детям, а по воскресным дням и взрослым помимо основных предметов преподавали географию, агрономию, историю, иностранный язык и даже музыку. Церковно-приходские школы были одноклассными и двухклассными. Одноклассное обучение делилось на два года.

В музее «Тальцы» рядом с Казанской церковью стоит одноклассная церковно-приходская школа, вывезенная из села Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области. Школа   была построена в 1885 году. В плане это квадратное здание,   рубленное из бревен «в лапу». Кровля четырехскатная, крыта тесом. Карниз и фриз обшиты профилированной доской, здание имеет десять крупных окон, одно из которых спаренное. Окна на городской манер большие, украшены наличниками барочного типа. Внутри здание делится на коридор, классную комнату и помещение для учителя (спальню и столовую). В помещение учителя есть отдельный вход через прирубленные с западной стороны холодные сени.

Церковно-приходская школа   села Кеуль была богатой. Обучение в ней вела учительница. Годовая зарплата учительницы в 1907 году составляла 300 рублей. Для сравнения: корова в это время стоила 30-40 рублей. Во внутренних объемах школьного помещения с максимальной этнографической точностью воссоздана обстановка   начала ХХ века, как классной комнаты, так и помещения, занимаемого одинокой учительницей.

На въезде в волостное село на бугре стоит усадьба крестьянина Зарубина(первая четверть ХХ в.). Расположение ее на бугре не случайно. В музей усадьбу вывезли из деревни Ёдарма Усть-Илимского района Иркутской области. Этот северный район Иркутской области изобиловал гнусом. Единственным спасением от гнуса было расположение усадьбы на продуваемом ветрами бугре.

Зарубины сложили рубили дом из круглых бревен диаметром 36 сантиметров длиной до 11 метров «в обло». Дом имеет десять больших окон и четырехскатную кровлю. Наличники окон на городской манер украшены резьбой с узором, состоящим из розеток с криволинейными волютами. Мощные под стать дому ворота покрыты двускатной кровлей и богато декорированы рядами точеных балясин. Усадьба навесом-завозней разделена на два двора: чистый   - со стороны улицы, и за ним в сторону леса - скотный. В структуре чистого двора два двухкамерных одноэтажных амбара для хранения зерна, завозня в виде арочного навеса с довольно пологой односкатной кровлей и небольшой домик – зимовье. На скотном дворе со стороны леса размещена трехкамерная стайка с поветью в виде второго этажа для хранения сена. Во внутренних объемах дома работает постоянная выставка, посвященная истории Тальцинского стекольного завода.

Противоположную сторону улицы волостного села в экспозиции начинает усадьба крестьянина Московского (рубеж XVIII - XIX вв.). Усадьба вывезена в музей из деревни Антонова Братского района Иркутской области. Дом представляет собой сруб–пятистенок с подклетью, делящийся капитальной стеной непосредственно на избу и холодные сени. Кровля самцовая двускатная, крытая тесом. Окна маленькие, окантованные трехосными косяками, соединенными между собой в ус. Этот архаичный прием устройства окон свидетельствует о древности дома. Окна,   по всей видимости, сначала были затянуты бычьим пузырем.

Чистый двор усадьбы, наполовину вымощенной полубревнами,   занимают двухъярусный двухсекционный амбар, навес-завозня и кобрик. В нижнем ярусе амбара крестьяне хранили зерно, верхний ярус использовался для сезонной одежды, имущества, здесь сушили табак. Навес-завозня использовался для хранения негабаритного хозяйственного инвентаря (телег, плугов, лодок и т.д.) и как навес от дождя при выполнении различного рода крестьянских работ. Кобрик – это амбар с ямой, заполненной утрамбованным снегом, примитивный крестьянский холодильник.

За чистым двором находится   скотный двор с трехкамерной стайкой и расположенной на ней поветью. Амбар и стайка вывезены в музей из деревни Шишкино Качугского района Иркутской области.

В усадьбе   крестьянина Московского развернута экспозиция городового казака. В отличие от линейных казаков, поселения которых располагались на границе, городовые казаки Предбайкалья, объединенные в Иркутский городовой полк, выполняли административные функции, выступали конвойными при этапировании заключенных, ловили беглых каторжных, следили за порядком на приисках, служили таможенниками на заставах, охраняли границу, сопровождали казну и почту, участвовали в военных действиях. За исполнение государственной повинности они получали жалованье и землю: рядовые казаки - 30 десятин, офицеры - 60. Кроме того, в их владения отводились рыбные и лесные угодья. Во внутренних объемах дома воссоздан интерьер конца XIX   - начала XX века показывающий   особенности быта городовых казаков, отличающегося от крестьянского.

В экспозиции сознательно не помещен сельхозинвентарь: соха, плуг, борона. Казак редко использовал   всю отведенную ему для сельскохозяйственных нужд землю и обычно большую часть ее сдавал   в аренду. Для себя он оставлял не более 2-5 десятин, которые часто из-за отсутствия в связи со службой хозяина обрабатывались его семьей: женой с детьми, свекром. Не имея возможности постоянно вести сельское хозяйство, казак обычно занимался каким-либо промыслом или ремеслом, которое могло совмещаться с его службой. Именно поэтому в экспозиции находятся   станок для производства тележных колес, лодки-долбленки, сети с неводами и другие рыбацкие принадлежности.

Обстановка дома казака отличается от крестьянской обилием городских предметов - мебели, посуды, а также фотографий и т.д. Из многочисленных поездок по службе в город казак привозил городскую утварь, ставя по возможности ее напоказ и таким способом утверждая свое более высокое по отношению к крестьянству сословное положение. Многие посетители обращают внимание на низкие входные двери. По этому поводу существует даже миф. Это, мол, для того, чтобы входящий в дом, нагибаясь, кланялся домовому. Все гораздо прозаичнее. Жильцы дома спали в основном на полатях (полках) за печкой и на лежанке русской печи. А чтобы тепло сохранялось как можно дольше, верхнюю окосячку входной двери делали ниже спальных мест.

За усадьбой Московского продолжением улицы волостного села стала усадьба Сотая конца XVIII века из старинного села Бельск Черемховского района Иркутской области. Такое название усадьба получила по номеру «100», под которым она числилась в Бельске. Усадьба состоит из дома-связи, чистого и скотного дворов с набором соответствующих им построек за исключением бани, которая, как и в усадьбе Московского,   вынесена на берег, ближе к воде. Усадьба Сотая используется для размещения административных структур музея.

Почти напротив Казанской церкви по улице расположена усадьба псаломщика (конец XIX в.), центром которой является дом-одноколок.   Свое название он получил по архитектурным особенностям дома, некрупного четырехстенка с небольшими прирубленными сенями. Набор хозяйственных построек тоже невелик: трехкамерный амбар в чистом дворе и двухкамерная стайка с поветью над ней в скотном дворе. Расположение одноколка рядом с Казанской церковью позволило сотрудникам музея развернуть в нем экспозицию «Интерьер усадьбы псаломщика» (дома причта – дьячка, как правило, строились рядом с церковью). Псаломщик вместе со священником вел церковные песнопения, читал псалмы, вне церкви отпевал покойников, (рубеж XVIII - XIX вв.)   также и выполнял ряд небольших обязанностей, связанных с обслуживанием церкви. Он носил светскую одежду, но мог получить право ношения подрясника и скуфьи - священнических одежд -   за особые заслуги в работе. Принять   решение о награждении псаломщика правом ношения этой одежды мог только глава епархии. Наша экспозиция отражает деятельность псаломщика, который заслужил такое право, поэтому на стене висят подрясник и   скуфья.

Отличительной особенностью интерьера дома псаломщика было обилие икон. Иконы на божнице часто занимали весь верхний пояс стен, а божница с размещением наиболее почитаемых святых православного мира обычно устанавливалась в красном углу от потолка до столешницы. Иконы на ней располагались в три ряда: в верхнем ряду по центру обязательно должна была находиться икона с изображением Иисуса Христа, во втором ряду по центру – икона Божьей Матери, ниже   иконы святых размещались по усмотрению живущего. В доме в красном углу стоит аналой, на котором лежит раскрытая книга - Апостол. Эта особенность интерьера говорит том, что он показывает время поста, при котором все служители церкви, вернувшись со службы домой, должны были продолжать молиться дома, читая молитвы, псалмы и Евангелие.

Завершает формирование улицы волостного села  здание волостного правления постройки   1914 года, вывезенное из села Бельск. В состав инфраструктуры волостного правления входят непосредственно здание волостной управы, двухъярусный амбар с каменным подвалом, каменное здание летней каталажки и навес для хранения пожарного инвентаря. Здание волостного правления - это дом-пятистенок, рубленный «в лапу», богато отделанный декором классического стиля. Наличники с высокой лобанью украшались изящно выполненной накладной резьбой. Лучковый сандрик наличника завершается точеными фигурами. Внутри здание делилось на четыре комнаты – волостного старшины (эта комната одновременно служила сходской), писарскую, служебную и изолированную от них зимнюю каталажку с отдельным входом. Все вопросы местного характера решались старшиной и писарем, более важные дела, например раздел земли, лугов и т.д., решал крестьянский сход.



Реклама:
      Навигация по сайту
Театры
» Драматический театр им. Н.П. Охлопкова
   » История театра
   » Афиша театра на месяц
   » Коллектив театра
   » Публикации о деятельности театра
   » Аннотации
   » Карта зала
   » Контактная информация
» Театр Юного Зрителя им. А.Вампилова
   » История театра
   » Афиша театра на месяц
   » Коллектив театра
   » Публикации о деятельности театра
   » Аннотации
   » Карта зала
   » Контактная информация
» Музыкальный театр имени Н. М. Загурского
   » История театра
   » Афиша театра на месяц
   » Коллектив театра
   » Публикации о деятельности театра
   » Аннотации
   » Карта зала
   » Контактная информация
» Театр-студия "ТЕАТР ПИЛИГРИМОВ"
   » Афиша на месяц
   » Публикации
» Театр кукол "АИСТЕНОК"
   » История
   » Афиша театра на месяц
   » Коллектив
   » Публикации
   » Аннотации
   » Контактная информация
» Органный зал иркутской областной филармонии
   » Афиша на месяц
   » Публикации
   » Контактная информация
» Концертный зал иркутской областной филармонии
   » Афиша на месяц
   » Коллектив
   » Публикации
   » Отзывы
   » Контакты

Музеи
» Иркутский областной краеведческий музей
   » Отдел истории
      » Выставки
   » Отдел природы
      » Выставки
   » Спасская церковь
      » Выставки
      » Публикации
      » Контактная информация
» Ледокол "Ангара"
   » История ледокола
   » Публикации
   » Контакты
» Музей архитектуры
   » История
   » Публикации о музее
   » Контакты
» Музей истории ВСЖД
   » Контакты
» Музей истории города Иркутска
   » Выставки
   » Публикации
   » Контакты
   » Историко-мемориальный музей декабристов
   » История дома декабристов
   » Экспозиции и выставки
   » Тематические экскурсии
   » Театрализованные вечера
   » Публикации
   » Контактная информация
» Музей истории ИРГТУ
   » Контакты
» Минералогический музей им.Сидорова А.В. при ИрГТУ
   » Публикации
   » Контакты
» Восточно-Сибирский музей почвоведения им.Николаева ИГУ
   » История
   » Экспозиции
   » Публикации
   » Контакты
» Архитектурно-этнографический комплекс "Тальцы"
   » История
   » Экспозиции
      » Ангаро-Илимская зона
         » Волостное село
         » Малодворка
         » Мельницы
         » Кладбище
         » Заимка
      » Бурятская зона
      » Тофаларская зона
      » Эвенкийская зона
   » Выставки
   » Праздники
   » Промыслы
   » Издания
   » Публикации
   » Контакты
» Художественный музей им. В.П. Сукачева
   » История
   » Отдел Сибирского искусства
      » История
      » Экспозиция
   » Усадьба им.В.П.Сукачева
      » История
      » Экспозиция
   » Экспозиция
   » Публикации
   » Контактная информация

Кинотеатры
» Баргузин
   » Контактная информация
   » План зала
» Дом кино
» Орион
» Россия
» СКДЦ Художественный
   » Контакты
   » План зала
» Чайка
   » Контакты
   » План зала

Творческие союзы
» "Общественная организация писателей"
   » Публикации
   » Контакты
» "Союз архитекторов"
   » Публикации союза
   » Контакты
» "Союз дизайнеров"
   » Публикации союза
   » Контакты
» "Союз журналистов"
   » Публикации союза
   » Контакты
» "Союз кинематографистов"
   » Публикации союза
   » Контакты
» "Союз композиторов"
   » Публикации союза
   » Контакты
» "Оникс"
   » Публикации союза
   » Контакты
» "Союз писателей"
   » Публикации союза
   » Контакты
» "Союз театральных деятелей"
   » Публикации союза
   » Контакты
» "Союз фотохудожников"
   » Публикации союза
   » Контакты
» "Союз художников"
   » Публикации союза
   » Контакты

Выставки
» Выставочный центр им.В.Рогаля
   » Публикации
   » Контактная информация
» СибЭкспоЦентр
   » О компании
   » Выставки
   » Контакты

Нерпинарий
» Публикации
» Контакты

Цирк
» Публикации
» Контактная информация

Байкал
» Озеро Байкал.инфо

» Байкальский музей ИНЦ СО РАН
   » История
   » Публикации о музее
   » Контакты
» Кругобайкальская железная дорога
   » История
   » Публикации
   » Схема
Северный Байкал
   » Баргузинский заповедник
   » История
   » Контакты

Вся лента новостей
» Архив новостей 2007 год: 01, 02, 03, 04, 05.
» Архив новостей 2006 год: 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12.
» Архив новостей 2005 год: 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12.

Форум

Информация о проекте

Контактная информация

Карта сервера


 
© 2005-2008г. Культурный Иркутск