Поиск по серверу

        Расширенный режим поиска.
Главная \ Вся лента новостей \
16 января 2006
Во Владивостоке почтили память русского поэта Осипа Мандельштама
Во Владивостоке в понедельник почтили память русского поэта Осипа Мандельштама. Торжественная церемония приурочена к дню рождения великого поэта.

Осип Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве, умер в декабре 1938 года во Владивостоке, в пересыльном лагере "Вторая речка".

Как передает корреспондент РИА Новости с места события, у памятника Мандельштаму собрались представители общественности, студенты. Они читали известные стихи поэта, а затем увенчали памятник лавровым венком.

Венок сделали студенты Владивостокского университета экономики и сервиса. В венок вплетены ветви лавра, привезенного одним из приморских филологов из Греции с горы Олимп. Лавровый венок с античных времен был высшей наградой за поэтическое творчество.

У памятника Мандельштаму, установленному во Владивостоке, непростая история. Его создал владивостокский скульптор Валерий Ненаживин. Первый памятник, отлитый в бетоне, был установлен в октябре 1998 года недалеко от предполагаемого места смерти поэта, возле бывшего пересыльного лагеря "Вторая Речка". Однако мемориал неоднократно подвергался нападениям вандалов.

Усилиями приморской общественности и при помощи российского отделения ПЕН-клуба памятник поэту был отлит в бронзе, а в 2001 году установлен в парке Владивостокского университета экономики и сервиса.

Источник: РИА "Новости"  |  Просмотров: [407]  |  Обсудить ₪
16 января 2006
Рэппер Эминем сошелся с бывшей женой
Рэппер Эминем вновь сочетался законным браком со своей бывшей женой Кимберли Мейтерс.

Это произошло через четыре с лишним года после развода в октябре 2001 года и судебной битвы за судьбу их дочери Хэйли.

Эминем, которого на самом деле зовут Маршалл Мейтерс III женился на своей школьной подруге в 1999 году, но потом воспел ее воображаемую смерть в своем хите Kim 2000 года.

Церемония бракосочетания прошла близ родного для пары Детройта.

33-летний рэппер прибыл на нее в черном лимузине, а на голове у него была красная бейсболка.

Эминем и Ким Мейтерс, которой 30 лет, выросли в пригороде Детройта.

Кимберли Мейтерс
Кимберли вышла за Эминема в 1999 году
Эминем попал под огонь прессы в августе, когда лечился от пристрастия к снотворным таблеткам.

Недавно он заявил, что подумывает об уходе из музыкального бизнеса.

"Я достиг такой точки в моей жизни, когда чувствую, что не знаю как дальше будет развиваться моя карьера", - отметил Эминем.

По словам певца, "именно по этой причине мы дали такое название альбому, он может стать последней вещью. Мы не знаем". В декабре рэппер выпустил альбом своих хитов под названием Curtain Call.

Источник: Би-би-си  |  Просмотров: [443]  |  Обсудить ₪
16 января 2006
Московский "Детский мир" стал объектом культурного наследия
Здание московского универмага "Детский мир" внесли в городской реестр недвижимых памятников истории и культуры в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник в пресс-службе городской администрации.

"Границы территории объекта культурного наследия регионального значения универмаг "Детский мир" будут утверждены в границах действующего землеотвода", - рассказали в горадминистрации.

Здание "Детского мира" в Театральном проезде занимает целый квартал и является одним из элементов, формирующих Лубянскую площадь. Оно было построено в 1953-1957 годах архитекторами Душкиным, Аквилевым и Потрубачом.

Ранее появилась информация о том, что АФК "Система", которой принадлежит универмаг, рассматривает вопрос о строительстве на Лубянской площади современного торгового комплекса. В "Системе" заявляли, что в любом случае в новом универмаге будут торговать преимущественно детскими товарами.

АФК "Система" стала основным акционером "Детского мира" в 1996 году. Ей принадлежат 70,5 процента акций универмага. Еще 19,9 процента акций находятся в собственности Департамента имущества Москвы.

Источник: Lenta.ru  |  Просмотров: [408]  |  Обсудить ₪
16 января 2006
Дилер без головы

Вышел «Чамскраббер» – апокалиптическая комедия из жизни пригорода, получившая приз зрительских симпатий на ММКФ.

Жизнь небольшого городка шла прекрасно, пока не повесился дилер, снабжавший «колесами» всю местную школу. Его лучший друг, обнаружив тело, тихонько закрыл дверь, сказал маме самоубийцы «до свиданья» и пошел домой. Что не только упрочило его репутацию психа в школе, но и навлекло на него дополнительные неприятности. Компания отморозков потребовала, чтобы он нашел и принес им заначку умершего парня, а для убедительности взяли в заложники младшего брата героя. Брат оказался никаким не братом.

Ситуация так запуталась, что финал, в котором происходит свадьба, поминки и поножовщина, едва расставляет все по местам.

Это если в двух словах. Фильм «Чамскраббер» (Chumscrubber), получивший на прошлогоднем Московском кинофестивале приз зрительских симпатий, принято сравнивать с «Красотой по-американски» и с «Донни Дарко», и обе эти картины в пересказе выглядят довольно глупо. То же касается и дебютного фильма Арье Посина, сына русских эмигрантов, выпотрошившего психопатологии американского пригорода.

Возможно, больше для представления о картине сделает упоминание товарища Бендера – продюсера фильмов Квентина Тарантино, и Бонни Кертис, продюсировавшей последние фильмы Спилберга, которые и подняли этот проект. Привлекли Гленн Клоуз, Рэйфа Файнза, Кэрри-Энн Мосс и недавно поучаствовавшего в шедевральной «Дорогой Вэнди» замечательного Джейми Белла. Все получилось – успех на «Санденсе», успех в Москве.

Не получилось, судя по всему, только успеха в американском прокате.

Не столько в силу интеллектуальности ленты, сколько в силу раздражения, которое испытали зрители от атаки на культуру пригородов. Идея обличать лицемерие и разобщенность обитателей субурбии показалась им запоздалой и банальной: слишком легкая мишень. То, что пригороды – заколдованная страна помешанных на успехе лунатиков, где возможны любые эксцессы, уже и так всем понятно.

Что, впрочем, совершенно не отменяет удовольствия, которое можем получить от просмотра «Чамскраббера» мы. История с похищением мальчишки и заначкой с наркотиками – нить, на которую нанизаны невероятно симпатичные скетчи и эпизоды, актерские репризы, этнографические наблюдения и визуальные аттракционы. Чистая радость смотреть на Рэйфа Файнза в роли спятившего мэра городка – тихого улыбчивого человека, помешанного на дельфинах и воде. Когда он, пролив вино, со шкодливой улыбкой встает носками в красную лужу, – это красиво. И когда мать повесившегося мальчика начинает обзванивать соседей, сообщая, что она не винит их в смерти сына, – это тоже красиво. Когда женщина, собирающаяся замуж, стоит под дверью сына, терпеливо объясняя, что все будет хорошо, не смея нарушить его прайваси вторжением, а мальчишка уже второй день в руках похитителей, – это забавно. И когда повесившийся подросток превращается в апокалиптического безголового персонажа компьютерной игры по имени Чамскраббер – это тоже забавно.

Дебют Посина – тот случай, когда части больше целого, детали важнее основы, а интонация существенней генерального замысла.

Говоря о фильме, можно упоминать «Американскую красоту» и «Донни Дарко», а можно фильмы Тода Солондза и Ларри Кларка; есть в этой картине нечто усредненное, а серьезность намерений Посина сжечь к чертовой матери глаголом сердца людей несколько навязчива.

Все это, впрочем, придирки от смущения, вызванного нездоровым желанием поаплодировать, когда начинаются финальные титры.

Источник: Газета.ru  |  Просмотров: [420]  |  Обсудить ₪
16 января 2006
"Иркутяне ходили в Америку, как к себе домой"
Иногда пробегая по улице Сурикова, что ведёт от Вечного огня к Ангарскому мосту, я невольно задерживалась возле небольшого двухэтажного каменного дома с неброской табличкой, гласящей о том, что в этом здании с 1807 по 1868 годы располагалась контора Российско-Американской компании. Её двухсотлетний юбилей широко и шумно отмечался сравнительно недавно, в 1999 году. Тогда по московским телеканалам транслировались документальные фильмы и сюжеты из дерзкой эпопеи русских промышленников, мореходов, исследователей, заселивших Алеутские острова, берега Аляски, а затем и земли Калифорнии. Но как связаны с нею иркутяне? Какую роль сыграл в биографии Русской Америки наш город? За ответами на эти вопросы мы обратились к специалистам - историкам, музейщикам, краеведам. И они щедро поделились с "Конкурентом" сведениями и документами об истории "американской колонии иркутского губернатора", как называли берега Колумбова материка в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого века. Газета и автор благодарят профессора Иркутского университета, доктора исторических наук Александра Дулова, кандидата исторических наук, доцента ИГУ Вадима Шахерова, научного секретаря музея "Тальцы" Юрия Лыхина, вице-президента клуба "Иркутск - Форт- Росс" Елену Емельянову за помощь в подготовке материала.



Оказывается, участие в Российско-Американской компании (РАК) не было эпизодическим явлением для иркутского бизнеса, как не был и наш город одним из филиальных пунктов РАК. Компания, сыгравшая такую значительную роль в истории двух континентов, двух крупнейших мировых держав, родилась и окрепла в Иркутске. Большинство из нас знает о ней по романтическому сюжету рок-оперы "Юнона" и "Авось". Так вот, оказывается, её герой - один из видных деятелей Русской Америки Николай Резанов, оставивший о себе печальную память как жених прекрасной испанки Кончиты, - не только неоднократно бывал в Иркутске, но и приходился зятем Григорию Ивановичу Шелихову, дело которого он и продолжил, взяв на себя руководство Российско-Американской компанией после смерти тестя, а затем и любимой жены Анны, оставившей ему двоих малолетних детей.

Иркутские аргонавты




В 1741 году состоялась успешная вторая камчатская экспедиция Беринга. Были открыты Аляска и близлежащие тихоокеанские острова, по праву первопроходцев ставшие владениями Российской империи. Почти все участники экспедиции неоднократно бывали в Иркутске, где власти обеспечивали её хозяйственное обслуживание, сюда же стекались донесения и отчёты. Молва о несметных пушных богатствах американских земель, куда ещё не добрались добытчики с огнестрельным оружием, быстро облетела прибайкальское купечество и воспламенила коммерческие аппетиты. Надо сказать, что эта молва была не так уж сенсационна на берегах Ангары. Ведь ещё в 1732 году на американском побережье побывал иркутский геодезист М.Гвоздев, которого по праву можно назвать первооткрывателем Аляски.

Уже в 1743 году иркутский купец Никифор Трапезников вместе с сержантом команды Охотского порта Емельяном Басовым отправляется в плавание к рубежам материка индейцев. Начинается пятидесятилетие коммерческих походов иркутского купечества за тихоокеанским мягким золотом. Сам Трапезников снарядил двадцать две экспедиции. Именно в ходе этих плаваний были открыты острова Алеутской гряды. Примеру Трапезникова последовали купцы Емельян Югов, Иван Бечевин, Яков Протасов, Мыльниковы, Сибиряковы, Киселёвы, Дудоровские. Главной добычей "промышленников" (в данном случае - промысловых охотников; этот термин в русской транскрипции даже вошёл в американскую лексику) становились меха речных и морских бобров, котиков, песцов, лисиц и корсаков (степных лис), рысей, волков, выдр и выхухолей. Больше всего истреблялось ушастых тюленей, которых называли морскими котами. Десять - пятнадцать охотников могли без труда загнать стадо до пяти тысяч голов этих беспомощных, малоподвижных животных, которых убивали ударом приклада по голове. За сутки добывалось до тысячи шкурок. За всё время существования Российско-Американской компании ею было добыто два с половиной миллиона котиков. Сбывались они на пушных ярмарках в центральных регионах России, а большей частью - через Кяхту в Китай, где выменивались на китайские товары и серебро. Американские экспедиции сулили и приносили баснословные прибыли, но и с риском они были связаны огромным, как и с огромными трудностями. От Иркутска до Качуга команды отправлялись обозами. Потом плыли по Лене до Якутска. А затем на собаках или оленях трогались к Охотску, где были верфи и готовились к отплытию суда. У богатых купцов имелись собственные верфи. Часто небольшие парусные суда гибли в штормах, разбивались или тонули, нередко добытчики вступали в стычки с местным населением, с обеих сторон применялась военная сила, были жертвы. Но никакие опасности не могли остановить сибирских авантюристов. Экспедиции следовали одна за другой, казна получала от иркутского купечества тучные налоговые доходы, а город на Ангаре развивался и хорошел.

Купец Югов, скончавшийся во время возвращения из плавания на острове Беринга, успел пожертвовать средства на строительство Харлампиевской церкви. Той самой, в которой впоследствии венчался адмирал Колчак. Это величественное здание на улице Пятой Армии украшено так называемыми "картушами" - декоративными элементами в виде щита или свитка с закрученными краями. Картуш в архитектуре - символ мореплавания и открытий, он перекочевал на стены храма с мореходной карты. Достраивал церковь после Югова другой купец-мореход Василий Балакшин. Активно и успешно участвовал в морских промыслах Иван Бечевин. В 1760 году он снарядил самый крупный по тем временам корабль "Святой Гавриил", длина его по килю составляла 19 метров. Плавание "Святого Гавриила" ознаменовалось кровавым инцидентом с алеутскими аборигенами, несколько экспедиторов погибли, но судно вернулось с огромной добычей. На средства самого богатого иркутского купца Бечевина была выстроена одна из крупнейших в городе Тихвинская церковь (уничтожена при советской власти, на её месте сейчас размещается здание "Востсибугля"), а также Знаменская церковь, которая является сегодня кафедральным собором Иркутской епархии. Сам Бечевин окончил дни печально. Он был замучен петербургским следователем-ревизором П.Н.Крыловым, пытками добивавшимся от него признания в казнокрадстве. Первое судно Якова Протасова было сожжено аборигенами на острове Уналашка, а команда перебита. Но последующие его экспедиции оказались фартовыми. Корабль "Святой Зосима и Савватий" трижды возвращался с ценным грузом. На средства Протасова выстроили Владимирскую церковь. Это здание находится в начале улицы Декабрьских событий, оно сильно изменено, ждёт реставрации, в нём сейчас расположена гимназия.

Путешествия иркутских промышленников приносили отнюдь не только личное обогащение их участникам. Расширились возможности для предпринимательства, велись исследования, составлялись и издавались географические карты, развивалось общение с населением американских берегов. Иркутск становился настоящим центром изучения Северо-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.

Русский Кук




В семидесятые годы восемнадцатого столетия в Иркутске оседает уроженец города Рыльска честолюбивый и предприимчивый Григорий Шелихов. Свою головокружительную карьеру он начал практически без капитала, нанявшись приказчиком к купцу Ивану Голикову. Он занимался организацией Голиковских промысловых экспедиций, а в 1783 году, сложившись со своим хозяином капиталами (Шелихов внёс менее четверти средств), снарядил три судна и сам в сопровождении своей жены Натальи отправился в далёкое и опасное путешествие. Именно он во время этого своего плавания основал первые русские поселения на острове Кадьяк. Особенная заслуга Шелихова состоит в том, что он выдвинул и реализовал идею создания долговременных компаний для плавания к берегам Америки. В отличие от всех предыдущих, кооперировавшихся, как правило, на один рейс, учреждённая им и Голиковыми в 1781 году Северо-Восточная компания (впоследствие её преемницами были Восточно-Американская и Русско-Американская компании. - Прим. "Конкурента") была рассчитана на десять лет.

Вернувшись из удачного плавания, Шелихов всё увереннее рвётся к лидерским позициям в компании, проявив себя как сметливый и решительный делец, бесстрашный мореплаватель, пытливый исследователь и дальновидный политик. Это был человек действительно незаурядного масштаба притязаний и разносторонних дарований. В походах ему нередко приходилось применять и военное искусство, ломая сопротивление аборигенов. Во время Шелиховских экспедиций 1783 - 1786 годов было заложено поселение в гавани Трёх Святителей на Кадьяке, а также две крепости - на острове Агофнак и у входа в Кенайский залив на Аляске. Путешествия носили не только коммерческий характер. Шелихов, которого впоследствии "Исторический календарь Российско-Американской компании" назовёт "русским Куком", старался разведать природные ресурсы американских земель, изучить обычаи и нравы аборигенов, установить экономические связи с промышленниками из других стран. По возвращении он написал книгу о своих странствиях, которая вызвала большой интерес как к зарождавшимся тихоокеанским колониям, которые стали называть "владениями Шелихова", так и к личности самого морехода-сочинителя. Воодушевлённый успехами, Шелихов испрашивает аудиенции у Екатерины II, пытаясь убедить императрицу даровать его предприятию монополию на пушной промысел в Америке, предоставить Восточно-Американской компании долговременную ссуду, а также пожаловать право набирать людей для военной службы за океаном. На это Екатерина, убеждённая противница всяких привилегий и сторонница свободной торговли, не пошла, однако поощрила инициативного подданного. В "Историческом календаре РАК" говорится, что он был пожалован "похвальною грамотою, дозволяющею ему продолжать промыслы и заселения, золотою осыпанною алмазами медалью для ношения на шее на голубой ленте и шпагою".

В 1790 году Григорий Иванович заключает договор с "каргопольским купцом, иркутским гостем", десять лет проживавшим в нашем городе, Александром Барановым, которому делегирует полномочия на управление делами компании на американских территориях сроком на пять лет. И с этого момента Баранов, личность примечательная своим недюжинным организаторским талантом и самоотверженной преданностью делу, становится некоронованным королём Аляски. Судьбе было угодно, чтобы вместо пятилетнего правления он оставался на своём нелёгком посту 28 лет, до 1818 года, и умер по дороге на Родину. Александр Баранов сумел завоевать абсолютный авторитет у местного населения. Разными трюками и фейерверками он внушил аборигенам веру в свои сверхъестественные способности, не раз предлагал стрелять в него из лука и мушкетов. Пули и стрелы отскакивали от неуязвимого русского, под одеждой которого всегда была скрыта железная кольчуга. Так что алеуты почитали Баранова если не за бога, то за могущественного колдуна. К тому же хозяин Аляски женился на алеутке и вырастил троих детей-креолов. Он старательно воплощал в жизнь просветительские и цивилизаторские начинания компании, начало которым положил сам Шелихов. Его стараниями был заложен в русских владениях флот, основано металлургическое производство, развивалось земледелие, различные ремёсла, открывались школы, в которых учились дети-креолы и все желающие из коренных семей. Десять мальчиков-алеутов были привезены в Иркутск для обучения музыке и через год вернулись к родным берегам. Все эти проекты финансировались компанией, а утверждались усилиями правителя. Баранов был неутомим, радея на благо своей новой вотчины, сам варил "хвойное пиво" против цинги, придумал специальный состав для смоления лодок, выстроил Ново-Архангельск, ставший столицей российских заокеанских владений. Уезжая в Россию после отставки, он подарил местным вождям свою легендарную кольчугу, которая не раз спасала ему жизнь в нешуточных баталиях с мятежниками. Её сохранили до наших времён и в 1999 году передали правительству США.

В 1795 году, не успев реализовать всех своих грандиозных колонизаторских планов, неожиданно в одночасье умирает сорокавосьмилетний Шелихов. Иркутск полнится слухами о том, что "русский Кук" отравлен. Его дело унаследовала семья во главе со вдовой Натальей Алексеевной, женщиной волевой и самостоятельной. Она сумела выстоять в череде судебных тяжб, развязанных против наследников Шелихова бывшими компаньонами. Но вынуждена была вступить в досадное партнёрство с недругами мужа, образовав вместе с ними новую компанию. 8 июля 1799 года Павел I подписал указ о создании Российско-Американской компании (РАК). Ей даровалось право "в течение 20 лет монопольно пользоваться промыслами и заведениями от 55 градуса северной широты на Алеутских, Курильских и других островах, делать новые открытия, пользоваться всем, что находится в недрах и на земле, основывать поселения, нанимать всякого состояния свободных людей". В том, что новая компания, наследница Шелиховской, получила государственную поддержку и высочайшие привилегии, решающую роль сыграл зять покойного Григория Ивановича, петербургский обер-прокурор Николай Резанов. Когда-то он прибыл в Иркутск, где служили его дед и отец, нарочным от Екатерины, чтобы узнать об успехах и выгодах тихоокеанских плаваний иркутских купцов. Здесь он был принят и обласкан в семействе Шелиховых, женился на старшей из дочерей. Теперь он взял на себя продолжение трудов своего незаурядного тестя, став своеобразным координатором между головной конторой РАК в Иркутске и императорским двором. "Первенствующим" директором компании был избран второй зять Шелихова Михаил Булдаков.

Из восемнадцати купцов, подписавших учредительные документы, четырнадцать были иркутянами. Кроме Мыльниковых, в неё вошли Мичурины, Дудоровские, Полевые. Акционерами РАК стали Александр I, вдовствующая императрица и другие члены августейшей фамилии. В Иркутске осуществлялось её снабжение. Здесь с 70-х годов XVIII до 30-х XIX века находилось адмиралтейство, где готовили паруса, канаты, якоря и другое оснащение для кораблей. Под флагом РАК прошло 13 кругосветных путешествий. Позднее головная контора была перенесена в Санкт-Петербург, однако Иркутская по-прежнему оставалась важнейшей в хозяйственном организме огромного предприятия.

Наши корни в Калифорнии




А жизнь в колониях тем временем шла своим чередом, полная трудов, порой лишений, очень часто опасностей. Невозможно без волнения читать обстоятельное письмо Александру Баранову его ближайшего соратника и помощника, вместе с ним выбывшего в Русскую Америку из Иркутска Ивана Кускова. Это письмо послано в июле 1802 года из Якутского залива, куда Кусков отправлен был с партией промышленников. Длинное, написанное архаичным языком, с тяжеловесными оборотами повествование содержит драматические подробности о вооружённых столкновениях с аборигенами. Гнев их вызван был тем, что кто-то из русских грабил "из имения, полагавшегося с мёртвыми", то есть мародёрствовал на захоронениях язычников. Говорит он и об убийстве одного из племенных вождей с женой и детьми. Кусков упоминает, что вооружение (в том числе даже пушки) у племён - от американцев или англичан, которые в то время уже начинали претендовать на богатые урочища россиян на Аляске. Чтобы избежать кровавой схватки, Кускову пришлось обмениваться с аборигенами "аманатами" - заложниками. В этой тревожной экспедиции наши промышленники получили известие о пожоге Ново-Архангельской крепости и об истреблении её обитателей. Была даже организована разведка на пепелище: скорбные новости подтвердились. В своём донесении Кусков упоминает некоего Медведникова, начальствующего в Ново-Архангельске, а также "толмача" (переводчика) Курбатова. Эти фамилии у иркутян до сих пор на слуху.

Баранов четырежды посылал Кускова с экспедициями в Калифорнию, где климат был намного благоприятнее аляскинского, а настроения местных жителей значительно доброжелательнее. Кусков основал первые русские калифорнийские поселения, а в 1812 году построил и освятил Форт-Росс, которым и правил первые десять лет. Сегодня Форт-Росс - город-музей, где бережно сберегается память о русских колонистах, сохраняется русский национальный колорит. Посетителям мемориала здесь предлагают сварить щи на углях, раздуть самовар, сплести корзину, принести воды коромыслом, выстрелить из мушкета или корабельной пушки. До сих пор шумит в ограде форта яблоневый сад, заложенный колонистами (до русских в Калифорнии яблонь не было, как не было и свиней, и кошек, завезённых сюда нашими судами). Первый комендант крепости Кусков женился на индианке, детей не имел. Но потомки его родного брата жили в Иркутске вплоть до 1995 года. Последний из них, уезжая из нашего города, увёз с собой и реликвии, связанные с героическим предком, подарив их музею в Тотьме под Москвой, откуда Иван Кусков был родом.

В южные американские владения России в 1806 году прибыл Николай Резанов. Оттуда двинулся он к испанским соседям в Сан-Франциско, рассчитывая завязать с ними взаимовыгодный торговый обмен. Здесь он и обручился с прекрасной юной Марией Консепсьон Аргуэльо, дочерью тамошнего коменданта. Исторические хроники содержат версию о политических мотивах этого гипотетического брака со стороны Резанова. Так ли это, гадать бессмысленно. Скажем только, что в последнем письме из Иркутска к своему свояку и товарищу Михаилу Булдакову Резанов признался: "Лишь увидел город сей, то и залился слезами. Милый бесценный друг живёт в моём сердце одинаково!" Измученный потрясениями и усиливающейся болезнью странник говорит о своей безвременно умершей жене Анне, с которой, по его словам, за восемь лет супружества "познал всё счастье земной жизни". Вскоре, оставив Иркутск и подъезжая к Красноярску, он в лихорадке упадёт с лошади, сильно ударится и скончается на постоялом дворе.

С Русской Америкой XIX века тесно связано имя ещё одного нашего земляка - святителя Иннокентия. Иннокентий Вениаминов, родившийся в селе Анга в Верхоленье, впоследствии ставший митрополитом Московским, сорок пять лет своей жизни посвятил евангелизации коренных народов Алеутских островов, Камчатки, Приамурья, Якутии. Двадцатисемилетним священником с женой и маленьким ребёнком он выехал на остров Уналашка в 1824 году. В русской вотчине за океаном этот великий пастырь служил людям, организовывал переводы Библии на алеутский язык, изобрёл алеутскую письменность на основе кириллицы. Он был не только духовным отцом тамошнего населения, но и этнографом, и лингвистом, за что был избран почётным членом Географического общества. Имена Вениаминова, Баранова, Бечевина, Шелихова увековечены в географических названиях на современных картах Северо-Западной Америки.

Быть новому музею


В 60-х годах позапрошлого столетия стало ясно, что России не удержать тихоокеанские колонии, на которые всё смелее стали посягать испанцы, французы и англичане, уже имевшие к тому времени достаточное количество пароходов. В 1867 году Александр I подписал договор о продаже российских владений США. Уже на следующий год, в 1868-м, иркутская контора РАК была ликвидирована, дом по Сурикова, 24, продан (нам неизвестно, кому). Куплен он был для компании в 1807 году у купцов Сизых. Однако, по всей вероятности, выглядел он тогда не так, как сегодня. Архитекторы-эксперты утверждают, что в его чертах явны приметы позднейших перестроек, возможно, вызванных необходимостью ремонта после обширного иркутского пожара в 1879 году.

Судьбой этого дома заинтересовались американские специалисты по истории Русской Америки. Один из главных авторитетов в этой теме, живущий сейчас в штате Массачусетс, Тимоти Диллиплейн и аляскинский археолог Дейв МакМахэн совместно с владивостокским археологом Александром Артемьевым вот уже два года занимаются раскопками Тальцинского стекольного завода, основанного, кстати сказать, "королём Аляски" Александром Барановым. Будучи в Иркутске, американцы обратили внимание на бывшее здание конторы РАК и удивились, что оно до сих пор не стало музеем. Так родилась идея создать в столице Прибайкалья музей Русской Америки. И, хотя это непросто (в доме живут десять семей, которые необходимо расселить), создана инициативная группа и предпринимаются шаги к воплощению в жизнь.

Больше полувека в стенах неприметного дома неподалёку от набережной пульсировало сердце предпринимательской жизни Иркутска и всего Сибирского края. Здесь нанимали на корабли штурманов и матросов, сюда привозили экономические и научные отчёты об экспедициях, здесь ревизовались навигационные карты, заключались коммерческие сделки. Здесь бывали наследники Шелихова, генерал-губернаторы, правитель компании Николай Резанов, Иннокентий Вениаминов, другие миссионеры. Здесь, по большому счёту, формировалось славное иркутское купечество, которое сыграло ведущую роль в формировании города, его характера, его физиономии, его биографии. Отсюда, как говорится в иркутских летописях, "иркутяне ходили в Америку, как к себе домой".
Источник: ВСП  |  Просмотров: [856]  |  Обсудить ₪
16 января 2006
Итальянское спутниковое телевидении начинает показ сериала "Бригада"
В воскресенье итальянское телевидение начинает показ знаменитого российского телесериала "Бригада". В течение пятнадцати воскресных вечеров компания SKY Italia, имеющая многомиллионную аудиторию на Апеннинах, будет выпускать в эфир очередную серию отечественной саги на недавно созданном спутниковом канале Jimmy.

Рассказывая о российском сериале, местные СМИ подчеркивали, что на родине он получил рекордно высокие рейтинги, сумев буквально заворожить как массовую аудиторию, так и телевизионную критику

Источник: РИА "Новости"  |  Просмотров: [432]  |  Обсудить ₪
16 января 2006
Дому Чарльза Дарвина требуется защита ЮНЕСКО
Дом в британском графстве Кент, где Чарльз Дарвин написал свой труд "Происхождение видов", станет особо охраняемым объектом, если попадет в перечень объектов мирового наследия. Англичане представили это историческое здание и несколько прилегающих к нему участков в качестве кандидата на включение в список ЮНЕСКО, сообщила британская газета The Independent.

С точки зрения инициаторов кампании по защите дома Дарвина, в охране нуждается не только само здание, но и сад возле него, и окрестные луга и леса, поскольку там ученый собирал растения и насекомых для своих исследований. Общая площадь территорий, которым следует присвоить статус объекта всемирного наследия, составляет 11 квадратных километров.

ЮНЕСКО будет рассматривать список новых кандидатов в перечень всемирного наследия в течение года, а окончательное решение огласит только летом 2008 года. Англичане хотели бы видеть дом Дарвина в этом списке к 2009 году, когда будет отмечаться двухсотлетие ученого.

Чарльз Дарвин (1809-1882) поселился в доме под названием "Даун Хаус" (Down House) в деревне Даун (Downe) в Кенте в 1842 году и прожил там 40 лет. Сейчас это историческое здание считается частью лондонского района Бромли и находится примерно в 25 километрах к юго-востоку от британской столицы. С 1927 года в "Даун-Хаусе" существует музей Дарвина. С 1996 года это здание принадлежит национальному комитету "Английское наследие" (English Heritage).

Источник: Lenta.ru  |  Просмотров: [397]  |  Обсудить ₪
16 января 2006
Городской выставочный центр имени Виталия Рогаля в феврале планирует открыть четыре выставки

Городской выставочный центр имени Виталия Рогаля в феврале планирует открыть четыре выставки. Как сообщила Телеинформу заведующая центром Надежда Куклина, 2 февраля иркутяне смогут увидеть работы фотографа Сергея Овсянникова, которого называют «мастером горного пейзажа».

3 февраля откроется международная выставка изобразительного искусства. На ней будут представлены работы восьми художников из Иркутска, семи авторов из Кореи и семи живописцев из Японии. Кроме этого, 10 февраля в выставочном центре имени Виталия Рогаля можно будет увидеть работы иркутского фотографа Ивана Гурова на ретроспективной выставке, посвященной пятидесятилетию автора. Член Союза фотографов Сибири, член Союза фотохудожников России Иван Гуров известен любителям фотоискусства по репортажам, этнографическим работам, портретам иркутян, байкальским пейзажам. По словам Надежды Куклиной, в феврале также планируется открытие традиционной выставки студенческих работ в рамках проекта «Ступени творчества».

Источник: БайкалИнформ  |  Просмотров: [385]  |  Обсудить ₪
16 января 2006
Геннадий Полока: "Поток жестокости в нашем кино сгущается сверх всякой меры"

Геннадий Полока

"Российская газета" обсудила с режиссером Геннадием Полокой, снявшим фильмы "Республика ШКИД", "Интервенции", "Возвращение "Броненосца", проблемы современного кинематографа и причины отсутствия наших фильмов на мировых экранах.

О погасшем интересе к нашему кино после перестройки

Интерес к нашему кино в мире разгорелся в начале перестройки и так же быстро угас после того, как перестройка закончилась.

"Когда мою картину "Интервенция" сняли с полки, меня стали активно приглашать на фестивали - возникло любопытство к нашему запрещенному кино, - говорит Полока, - К тому времени у нас четко прослеживались три тенденции. С одной стороны, коммерческое кино, пример - фильм-катастрофа Александра Митты "Экипаж", который в мире считался советским соперником дорогих американских блокбастеров. Другая крайность - образцы артхауса: картины Киры Муратовой или Алексея Германа. С уважением смотрели в мире и фильмы, которые нельзя было отнести ни к той, ни к другой крайности".

По словам режиссера, его часто спрашивали о фильмах Глеба Панфилова "Начало" и "Прошу слова", о "Монологе" Ильи Авербаха, о фильмах Василия Шукшина. Именно это кино, в основе которого лежали серьезные литературные источники, вызывало наибольшее уважение и определяло высокий духовный уровень нашего кино, который признавался во всем мире.

Кроме того, отметил Полока, на Западе существовал интерес к формальным поискам нашего кино, которые отличались от мировых: "Бумбарашу" Николая Рашеева, "Любви с первого взгляда" Резо Эсадзе, фильмам Параджанова, моей "Интервенции" - это направление они называли "советским антикино". Однако перестройка закончилась, такого рода фильмы перестали сниматься. Пошел вал того, что назвали "чернухой".

О мировом прокате наших фильмов

Как отмечает Геннадий Полока, нельзя говорить, что мировой прокат игнорировал наши фильмы. В США, например, существовал прокат университетский. "Приходила студенческо-профессорская аудитория главным образом филологического направления. Наши картины там шли очень успешно - к примеру, "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова. Кроме фильмов из СССР, там широко показывали ленты из восточного блока. Но блок рухнул, исчез и университетский прокат", - рассказал Полока.

Как отметил режиссер, во Франции развита сеть культурных центров, где показывают национальные фильмы, что во многом спасло французскую киноиндустрию. И там тоже пользовалось спросом демократическое, психологическое, традиционное советское кино - картины Вадима Абдрашитова, например. Да и сейчас в западном прокате есть зоны, которые дают возможность проникнуть на зарубежные экраны не только коммерческим лентам типа "Ночной дозор", но и фильмам серьезным, продолжающим здоровые традиции нашего кинематографа.

О сегодняшнем отечественном кино

Как сказал режиссер, наше кино сегодня смотрится "очень странно. По-прежнему есть артхаусные картины, вместе с тем растет поток дорогого коммерческого кино. А классическое направление, которое определяло лицо советского кино, не имеет ни проката, ни поддержки в прессе. И это формирует другой тип публики: с одной стороны, случайные люди, которые реагируют только на напористую рекламу, с другой - узкий круг синеманов, признающих только "артхаус".

"Широкое зрительское поле, которое и создает спрос на определенный тип национального киноискусства, осталось без своего кино и на голодном пайке быстро увядает. И отдельные картины этого направления погоды уже не делают. В этом, я уверен, большая беда. Артхаусные моды приходят и уходят, блокбастеры прогремят и забудутся, а не стареет именно такое кино. Картины типа "Гражданина Кейна" Орсона Уэллса или "Набережной туманов" Марселя Карне и сегодня нравятся зрителю. Это фильмы с великим потенциалом. Помню, как в Монреале 90-х смотрели "Под крышами Парижа" Рене Клера - из кинотеатра вышла толпа потрясенных людей", - говорит Полока.

О выдвинутом на "Оскар" "Итальянце"

"Итальянца" я смотрел дважды - как член оскаровской комиссии и в обычном зале со зрителями. Зал был полон. Люди выходили не только потрясенные, но и просветленные. У них возникло ощущение, что появилось кино, которое они могли воспринимать как свое", - сказал режиссер.

"Достоинство этой картины не только в том, что она сделана на животрепещущую тему усыновления детдомовских детей. Режиссер обладает способностью так возбудить актерскую природу, чтобы на экране происходила полноценная, глубокая внутренняя жизнь. И он знает психологию зрителя. Это качество присуще лучшим нашим режиссерам. Я пересмотрел фильм Райзмана "Коммунист" и обратил внимание, как построена драматургия любви в таких подробностях поведения человека, которые в театре не покажешь, - только в кино. Неуловимых, ускользающих. "Итальянец" продолжает эту линию. Мне приятно, что фильм востребован, и я надеюсь, что попечение над ним возьмет на себя хорошая прокатная фирма. Потому что в огромном потоке фильмов, который сегодня бушует в мире, без настойчивой рекламы прокат состояться не может", - считает Геннадий Полока.

О чернухе и ее влиянии на кино

Как отметил Геннадий Полока, Кризис нашего кино отразился и на кинообразовании. Режиссер должен обладать литературным даром, актерским, музыкальным, навыками художника, должен быть компетентен в каждой из областей искусства. Это и определяло высокий профессионализм. Сейчас же, по словам режиссера, ничего не стоит найти мало что знающего середнячка, который может быстро снять, а мастеров, владеющих профессией, все меньше.

"Чернуха оказала катастрофическое влияние на нашу киношколу, потому что для такого кино профессиональная несостоятельность не имела значения", - считает Полока.

"Раньше я неплохо снимал драки. А сегодня мне не хочется этого делать. Потому что поток жестокости сгущается сверх всякой меры - уже невозможно ни смотреть, ни делать такое. А мы кричим, что зритель любит жестокость. Ерунда! Директор кинотеатра "Художественный" свидетельствует: кассу делают мелодрамы. А мы много лет навязываем "чернушное" кино, воспитывая вкус к жестокости. И жестокость становится главным элементом коммерческого кино. Потому что, воспитав определенный вкус, легче планировать тип новой продукции", - отметил режиссер.

О творческих планах

В настоящее время Геннадий Полока работает над новым проектом "Око за око" по мотивам повести Лавренева "Седьмой спутник" и его воспоминаниям. По словам режиссера, он мечтал об этой постановке еще в начале творческой карьеры. И, несмотря на естественные опасения студии снимать фильм о "красном терроре" в те годы, сумел убедить тогдашнего руководителя нашего кино Владимира Баскакова включить картину в план. Однако 1-е творческое объединение "Ленфильма", воспользовавшись благословением Госкино, которого он добился, поручили эту постановку Алексею Герману и Григорию Аронову. Картина у них получилась неудачная. Полока решил все-таки снять свою версию книги.

Источник: NEWSru.com  |  Просмотров: [404]  |  Обсудить ₪
16 января 2006
Пять иркутских школьниц стали дипломантами общегородского конкурса детского литературного творчества

Пять иркутских школьниц стали дипломантами общегородского конкурса детского литературного творчества «Новогодние иркутские чудеса», который был посвящен 345-летию Иркутска. 13 января в Центральной детской библиотеке им. А.С.Пушкина состоялось награждение победителей. Дипломантами конкурса были названы Ольга Адамович (7 класс, школа № 66), Полина Булачева (2 класс, школа №34), Галина Маслобоева (детский дом №1), Люба Шеметова (8 класс, школа №10), Татьяна Иванова (6 класс, школа №9). Всего на конкурс поступило около 80 работ из школ и детских домов города Иркутска.

Комментируя работы дипломантов конкурса, член жюри иркутский писатель Анатолий Байбородин назвал сказку Любы Шеметовой «Новогодние приключения Любаши» трогательной святочной историей, где реальное переплетается со сказочным. По его словам, оригинально исполнена стихотворная сказка Полины Булачевой, написанная в ритме «Конька Горбунка». Участница конкурса выступила против традиции рубить новогодние елки, предложив использовать для праздника искусственные деревья.

Все литературные работы, представленные на конкурс, были оригинально оформлены авторами. Так, Валя Макаревич создала необычную новогоднюю композицию. Свою сказку она написала на елочных игрушках, которыми украсила еловые ветки. Валя Макаревич была удостоена специального приза за самое оригинальное оформление сказки.

Член жюри известная иркутская писательница Светлана Волкова отметила, что сказки иркутских детей отличаются от литературных работ школьников из других регионов более высоким уровнем. «В целом же сказки современных школьников, на мой взгляд, становятся менее увлекательными, менее интересными. Это обусловлено чрезмерным увлечением телевизионными программами и просмотром кинокартин. Кроме этого, бешеный ритм современной жизни не дает возможности для уединенного спокойного созерцания жизни, что и является основным условиям написания хорошей сказки» – сказала Светлана Волкова.

Традиционный детский литературный конкурс сказок, посвященный новогодним праздникам и зимнему времени года, проходит в Иркутске уже в третий раз. Организован он был в 2003 году по инициативе Управления культуры комитета по делам горожан администрации Иркутска. В первом конкурсе приняли участие около 140 детей из 27 школ города. Для нынешнего конкурса управление культуры, которое также выступило одним из организаторов, выделило сумму в размере 10 тыс. рублей.

Источник: БайкалИнформ  |  Просмотров: [463]  |  Обсудить ₪




Реклама:
Разделы сервера
   ВСЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
   ТЕАТРЫ
   МУЗЕИ
   КИНОТЕАТРЫ
   ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ
   ВЫСТАВКИ
   НЕРПИНАРИЙ
   ЦИРК
   БАЙКАЛ
   ФОРУМ
   О ПРОЕКТЕ
   КОНТАКТЫ
   КАРТА СЕРВЕРА
Архив всех новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Подписка на новости
 Афиша-Иркутск
 Культурная жизнь
   Озеро Байкал.инфо